Исследование Aftermarket 2021

На рынке автокомпонентов за последний год, как и в экономике в целом, произошли серьёзные изменения. Снизился годовой пробег автомобиля. Соответственно, сократился объём Aftermarket. Чтобы купировать негативные последствия кризиса, производители запчастей повышают маркетинговые активности, запускают гарантийные и образовательные программы.

Агентство Aftermarket-DATA © решило выяснить, чем живёт в новой реальности рынок автомагазинов и НСТО, какие основные проблемы испытывает, какие есть точки роста, и чего ждёт розница от дистрибьюторов и брендов автокомпонентов.

Мы предложили 6.000 подписчикам рассылки платформы Win-Sto.ru ответить на 15 вопросов. А с теми респондентами, кто дал согласие дать развёрнутые ответы, мы провели личные глубинные интервью.

На наши вопросы ответили руководители независимых автосервисов, дилерских центров, сотрудники магазинов запчастей, представители региональных оптовиков и таксопарков. География участников раскинулась от Хабаровска до Северодвинска. Исследование проведено совместно с ассоциацией РАСТО.



Аналитическое агентство Aftermarket-DATA © является частью экосистемы ВИН-КОД.РФ | Win-Sto.ru. В общей сложности на площадке работают более 1.500 магазинов запчастей и НСТО. Годовая аудитория портала составляет ~ 4 миллиона уникальных пользователей, из них 9.000 посещают платформу ежедневно (профессиональное сообщество). Aftermarket-DATA © собирает данные из открытых интернет-источников, делает регулярные опросы клиентов, сотрудничает с крупнейшими игроками Рунета, например, с Avito Авто и др. Полученный материал фильтруется через призму собственной статистики. Таким образом получается релевантный и независимый анализ рынка.


Aftermarket-DATA © — победитель премии
«Мировые автокомпоненты 2021»

Эксперт Дмитрий Болховский
основатель платформы для автосервисов Win-Sto.ru
аналитическое агентство Aftermarket-DATA©

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВОПРОС 1. Где автовладельцы чаще стали покупать запчасти?



Варианты ответов доля % ответов
В автосервисе. Автовладельцы всё чаще заказывают запчасти прямо в автосервисе. Доля запчастей в заказ-наряде за последний год выросла. 42%
По-разному. Ситуация не изменилась. Кто-то покупает запчасти в магазине, кто-то в автосервисе, у каждого свои предпочтения. 33%
В магазине. Автовладельцы всё чаще покупают запчасти в магазине, и едут на СТО со своими запчастями. 25%
Где автовладельцы чаще стали покупать запчасти? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на engels.win-sto.ru



ВОПРОС 2. Клиенты стали чаще выбирать премиальные или бюджетные бренды?



Варианты ответов доля % ответов
Бюджетные. Клиенты стали выбирать более дешёвые запчасти. За последний год предпочтения автовладельцев сдвинулась в сторону бюджетных брендов. 61%
И то и другое. Соотношение бюджетных и премиальных брендов в обороте не поменялось. 39%
Премиальные. Клиенты стали выбирать более дорогие запчасти. Предпочтения автовладельцев сдвинулась в сторону премиальных брендов. 0%
Клиенты стали чаще выбирать премиальные или бюджетные бренды? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на engels.win-sto.ru



ВОПРОС 3. Гарантия на запчасти. Испытываете ли вы проблемы при оформлении рекламаций у дистрибьюторов?



Варианты ответов доля % ответов
Просто. Рекламацию оформить просто, компенсируют быстро. 55%
Сложно. Рекламации оформлять сложно, но как-то приходится продираться. 36%
Не реально. Куча волокиты, компенсацию получить не реально. Даже не связываюсь. 9%
Гарантия на запчасти. Испытываете ли вы проблемы при оформлении рекламаций у дистрибьюторов? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на engels.win-sto.ru



ВОПРОС 4. Участвуете ли вы в бонусных программах производителей запчастей?



Варианты ответов доля % ответов
Участвую. Качество запчастей и ассортимент — это само собой. А подарки, — всегда приятно. 61%
Не участвую. Акции производителей только отвлекают сотрудников, а условия, как правило — выполнить не реально. 39%

В рамках глубинных интервью позитивисты отмечали, что наилучшими призами считают спецодежду, инструмент и акции по привлечению клиентского траффика в торговые точки. А негативисты мотивировали свою позицию тем, что программы лояльности производителей сфокусированы не на общих интересах бизнеса, а на стимулировании конкретных сотрудников.

Участвуете ли вы в бонусных программах производителей запчастей? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на engels.win-sto.ru



ВОПРОС 5. Какой ассортимент в наличии вы поддерживаете?



Варианты ответов доля % ответов
под заказ 23%
менее 2000 SKU 35%
2000 - 5000 SKU 27%
более 5.000 SKU 15%

Ответ на вопрос участники давали в произвольной форме. По факту обработки ответов были выявлены наиболее популярные сегменты ассортимента SKU. В интервью участники отметили, что товарные остатки за год в среднем сократились на 35%.

Какой ассортимент в наличии вы поддерживаете? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на engels.win-sto.ru



ВОПРОС 6. Проблема каталогов. Есть ли у вас проблемы с подбором артикулов, некорректными кроссами, несоответствием ожидаемыми и фактическими параметрами деталей? Считаете ли вы, что производители автокомпонентов должны давать больше технической информации рынку?



Варианты ответов доля % ответов
Никаких проблем с подбором. Электронные каталоги доступны, информация открыта. Кто ищет – то всегда найдёт! 50%
Проблемы иногда возникают. Иногда необходимо получить прямую консультацию у тех-специалиста бренда. 33%
Запчасти подбирать сложно, в каталогах много ошибок. Производители автокомпонентов должны давать больше технической информации 17%
Проблема каталогов. Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на engels.win-sto.ru



ВОПРОС 7. Какую долю занимают запчасти в обороте вашего СТО? Если у вас магазин — напишите ваше экспертное мнение.



Варианты ответов доля % ответов
доля азч 40% в заказ-наряде 32%
доля азч 50% в заказ-наряде 27%
доля азч 30% в заказ-наряде 18%
доля азч 60% в заказ-наряде 14%
доля азч 70% в заказ-наряде 9%
Какую долю занимают запчасти в обороте вашего СТО? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на engels.win-sto.ru



ВОПРОС 8. Какой % брака вы считаете допустимым для запчастей?



Варианты ответов доля % ответов
менее 1% 65%
Брак вообще недопустим. Рекламации надо считать не в %, а в единицах 17%
менее 2% 9%
менее 3% 9%
Какой % брака вы считаете допустимым для запчастей? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на engels.win-sto.ru



ВОПРОС 9. Неликвид. Существует ли проблема неликвидных запчастей? Это проблема повышения компетенции подборщиков, или же вопрос следует решать с участием дистрибьюторов и производителей?



Варианты ответов доля % ответов
Неликвид – это проблема, которая не даёт развиваться рынку розницы и НСТО. Дистрибьюторы и производители должны задуматься о программе обратного выкупа нереализованных остатков. 48%
Проблемы нет. Умеем хорошо подбирать и планировать складские остатки. Всё что не понадобилось — возвращаем поставщикам. 43%
Проблема есть, но это проблема самого продавца. Никто не будет брать на себя чужие риски 10%
Существует ли проблема неликвидных запчастей? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на engels.win-sto.ru

ЗАКАЗАТЬ АНАЛИТИКУ ТОВАРНЫХ ГРУПП

Предлагаем вашему вниманию продукт Aftermarket-DATA© «Автопарк РФ: оригинальные запчасти и аналоги». В отчёте представлены все ликвидные автокомпоненты с кроссами на OE-номера и аналоги, цены лидеров рынка, сделана привязка к автомобилям с параметрами (модификация, год, двигатель), подсчитано общее количество запчастей, необходимых для удовлетворения 100% потребности рынка.

Используя аналитику Aftermarket-DATA©, вы сможете:

  • спланировать производство и импорт автокомпонентов
  • найти пробелы в ассортименте (GAP-анализ)
  • проанализировать тренды в ассортименте, комплектации, упаковке
  • структурировать товарный каталог (группы, названия)
  • построить эффективное ценообразование на фоне конкурентов
Цена товарной группы от: 120.000


ВОПРОС 10. Собственные торговые марки дистрибьюторов. Доверяете? Большинство дистрибьюторов развивают собственные private label запчастей. Рекомендуете ли вы эти бренды клиентам вашего СТО?



Варианты ответов доля % ответов
Использую иногда, если клиент хочет сэкономить. 58%
Да, рекомендую. 25%
Нет. Отдаю предпочтение проверенным брендам. 17%
Собственные торговые марки дистрибьюторов. Доверяете? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на engels.win-sto.ru



ВОПРОС 11. Дистрибьюторы — назовите основные критерии при выборе поставщика запчастей.

Традиционно, на первом месте стоят критерии «цена / ассортимент». Для центральных регионов с большой плотностью оптовиков, респонденты всё чаще называют условие «доставка 3-4 раза в день». Из-за переноса коммуникаций в онлайн формат, многие клиенты считают, что возможность оперативно связаться с менеджером, является серьёзным конкурентным преимуществом поставщика.




ВОПРОС 12. Бренды — назовите основные критерии при выборе производителя запчастей.

Тройка очевидных лидеров: «цена / качество / ассортимент». Для премиальных брендов характерным трендом последнего года является качественное расширение ассортимента за счёт запуска новых товарных линеек. В свою очередь, бренды-упаковщики класса стандарт и эконом привлекают клиентов упрощенной гарантией «с закрытыми глазами» и программами обратного выкупа нереализованных остатков.




ВОПРОС 13. Понятие «бренд запчастей» в сознании потребителя усиливается или ослабевает. Бренды важны?



Варианты ответов доля % ответов
Значение брендов ПОНИЖАЕТСЯ. Сейчас всё делают в Китае, а качество вполне приемлемое. 41%
Бренды НЕ ВАЖНЫ. Автовладелец вообще не разбирается в брендах, а магазины и СТО продают то, что есть у дистрибьютора 36%
Значение брендов ПОВЫШАЕТСЯ. Потребитель изучает тему и доверяет проверенным маркам. 23%
Понятие «бренд запчастей» в сознании потребителя усиливается или ослабевает. Бренды важны? Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на engels.win-sto.ru

Суровая правда рынка заключается в том, что 77% профессиональных потребителей считает: либо бренды вообще не важны, либо их значение в сознании потребителя снижается. Как следствие, маркетинговая активность производителей будет нарастать. Будут появляться новые программы лояльности, упрощаться гарантийные процедуры, запускаться обучающие программы.




ВОПРОС 14. AliExpress, Ozon, Avito - универсальные маркетплейсы недавно зашли в сегмент автозапчастей. Для существующего рынка это угроза или новая возможность?



Варианты ответов доля % ответов
Угроза. Очередное снижение прибыли. Клиент будет покупать запчасти там, или по крайней мере сравнивать цены. 55%
Возможность. Это новые каналы поставки, новый ассортимент. Рост конкуренции среди поставщиков, — это хорошо. 32%
Даже не слышал об этом. Никакого влияния маркетплейсы на рынок запчастей не оказывают. 14%
AliExpress, Ozon, Avito - универсальные маркетплейсы недавно зашли в сегмент автозапчастей. Исследование Aftermarket 2021. Аналитика на engels.win-sto.ru



ВОПРОС 15. Опишите ситуацию на рынке запчастей СТО. Какие изменения произошли за последний год? Какие основные угрозы и точки роста? Что должны знать дистрибьюторы и производители, чтобы лучше взаимодействовать с розницей и автосервисами?

Если обобщить ожидания респондентов, большинство из них считает, что показатели продаж запчастей и ремонта вскоре вернутся к объёмам 2019 года. Несмотря на то, что платёжеспособность населения упала, внутренний автомобильный туризм является драйвером роста для Aftermarket. Кроме того, помогает отток клиентов от официальных дилеров и стареющий автопарк.

Во время глубинных интервью участники отмечали, что на рынке наблюдается дефицит. Те дистрибьюторы, кто сможет оперативно наполнить склады к началу роста рынка, получат существенное конкурентное преимущество.

Однако, серьёзным вызовом для рынка НСТО и системной розницы является быстрый рост сегмента DIY с одновременным выходом на рынок глобальных онлайн-агрегаторов. Этот тренд также является угрозой и для классических брендов автокомпонентов. Мастер-самоделкин не обладает профессиональными знаниями и статистикой использования запчастей. Следовательно, решение о покупке он принимает не на основе технических характеристик изделия и репутации бренда, а опираясь на фрагментарную информацию, собранную им в Интернет. Ведь, в медиапространстве, как правило, побеждают не технологии производства, а технологии продвижения.

Поэтому системные игроки должны объединить усилия. Например, производители, за счёт своего маркетинга, могут помочь сервисам и магазинам получить дополнительный клиентский траффик. В свою очередь, традиционный Aftermarket выступит защищённым каналом продвижения их продуктов и даст объективную обратную связь от рынка.








Работаем в рынке автозапчастей для иномарок 20 лет. Знаем сегменты: розница, автосервис, b2b дистрибьюторы, поставки на конвейер.
Артикулы запчастей с привязкой к автопарку
Графические итоги и сводки
Кросс-брендовая конкуренция, цены, ассортимент поставщиков
Получить статистику aftermarket
Опишите ваш бренд и компанию. Какая аналитика вас интересует? Хотите ли вы регулярно получать данные об автопарке, ценах конкурентов и дистрибьюторов, ликвидном ассортименте? Какие задачи по автоматизации аналитики для вас актуальны?
Отправляя данную форму, я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
Вам нужно сформировать стратегию вывода бренда на рынок автозапчастей? Нужен консалтинг в области digital-маркетинга? Напишите нам:

Еще статьи


Автосервис ООО Артек
 
© ВИН-КОД.РФ, 2018 - 2023 год.
Сайт работает на платформе ВИН-КОД.РФ
Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie сервисов Google, в целях функционирования сайта. Подробнее